Вторник, 13.11.2018, 08:29
Приветствую Вас Гость | RSS
 Сделать пожертвование
Главная | специальный выпуск 04.04.2010 г. | Регистрация | Вход
Меню сайта
Проекты фонда

Форма входа
Логин:
Пароль:
Поиск
Календарь
«  Ноябрь 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930
Архив новостей
Погода
Партнеры Фонда
  • Администрация г.Сургута
  • Департамент образования г.Сургута
  • СурГУ
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0


    СИСТЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ –

    КЛЮЧ К УСТОЙЧИВОМУ РАЗВИТИЮ РЕГИОНА

    Национальная доктрина образования в Российской Федерации высоко оценивает значение образования для страны: «Стратегические цели образования тесно связаны с проблемами развития российского общества, включая создание условий для устойчивого экономического и духовного развития России, обеспечения высокого качества жизни народа и национальной безопасности... Образование определяет положение государства в современном мире и человека в обществе».

    В ХХI век Россия вошла с объявленным правительством приоритетом образования в государственной политике. Усилиями Министерства образования на этой базе формируется современная образовательная политика. Экономические трудности в стране требуют концентрации финансовых, материальных и интеллектуальных ресурсов на направлениях, дающих максимальный экономический эффект от образовательной деятельности. Непосредственное влияние на экономику оказывает профессиональное образование, поднимающее через подготовку кадров культуру производства, создающее условия для освоения новых технологий, способных сделать общественное производство  эффективным. Основная индустрия страны расположена в регионах. Именно в них наиболее ярко должна проявляться экономическая сущность образования.

     Региональная образовательная политика

    Новая экономическая ситуация – относительная свобода регионов и полная ответственность за результаты хозяйственной деятельности – стимулирует заинтересованность регионов в максимальном использовании всех ресурсов для эффективной работы экономики региона. Интеллектуальный потенциал населения региона, сформированный профессиональным образованием, определяет, насколько эффективно используются в общественном производстве все ресурсы, включая трудовые. Эти известные констатации еще раз подчеркивают важнейшее значение профессионального образования для экономики региона. По мере вхождения России в стадию развития цивилизации, называемую информационным обществом, когда решающими факторами эффективности производства становятся технологии – способы организации общественного производства, дающие максимальный результат при минимуме затрат, значение интеллектуального потенциала населения многократно возрастает.

    Тем не менее, подавляющее большинство регионов-субъектов Федерации заняты повседневными проблемами выживания и относят образование к социальной, а значит затратной, сфере своей деятельности и не видят в нем потенциальной возможности для кардинального улучшения жизни регионов. Преодоление этого отношения регионов к образованию – одна из задач региональной образовательной политики, в рамках которой совместными действиями Минобразования и региональных властей должно создаваться и развиваться профессиональное образование в субъектах Федерации.

    Деятели науки и образования в регионах сегодня остро ощущают необходимость более активного участия федеральных органов в развитии образования и науки в провинции. Такова, кстати, и общемировая тенденция. Так, в Конституции Германии, на систему образования которой в наибольшей мере походит российская модель, прямо говорится, что развитие этой системы в регионах «является общей задачей федерального правительства и правительства земель».

    Пока что федеральными органами управления образованием осознано значение региональной организации в системе лишь общего образования. Профессиональное же образование, имеющее первостепенное значение именно для экономического развития региона, так и осталось за скобками управленческой реформы.

    Между тем исторически сложившуюся в рамках командно-административной модели структуру профессионального образования необходимо менять в соответствии с реалиями сегодняшнего дня, потребностями экономики, интересами большинства населения и требованиями социальной справедливости. Но для этого правительству необходимо явно сформулировать принципиально новую политику в сфере профобразования, стержнем которой должны выступить отношения с регионами как главными субъектами этой политики.

     Такая политика должна:

    1.    Способствовать осознанию на региональном уровне того, что, во-первых, профессиональное образование, как производство интеллектуального потенциала населения, следует отнести не только к социальной (затратной), но и к экономической категории; во-вторых, регионам жизненно необходима собственная система профессионального образования, учитывающая возможности, долговременные потребности и тенденции развития региона.

    2.    Основываться на точно определенном понятии «региональная система профессионального образования» (РСПО), общих принципах ее организации и функционирования.

    3.    Опираться на разработанные совместно с регионами механизмы создания, развития и управления РСПО.

    4.    Создать юридические и экономические основы для дополнительного привлечения в РСПО федеральных средств, средств регионов, средств расположенных в них предприятий и самого населения.

    Обсуждение этих элементов региональной образовательной политики на основе накопленного в регионах опыта – основная цель данной статьи. Будет естественно начать с опыта Ханты-Мансийского автономного округа по созданию системы профессионального образования.

     Профессиональное образование в жизни региона

     Происходящие в стране изменения обострили проблему интеллектуального обеспечения регионов. Во-первых, рухнула система государственного распределения специалистов-выпускников вузов, поставлявшая кадры регионам на условиях минимального их социального обустройства. Во-вторых, почти полностью разрушена отраслевая наука, обеспечивавшая поддержание хотя бы относительно высокого технологического уровня на предприятиях местной промышленности.

    Завозить и социально обустраивать готовых специалистов для обслуживания производства – экономически неподъемная ноша для регионов. Обходиться только переподготовкой и повышением квалификации имеющихся кадров за пределами региона также недешево и в перспективе приведет к понижению квалификации кадров и, как следствие, снижению эффективности производства. Перед регионами во весь рост - встала проблема интеллектуального самообслуживания, решить которую можно только создав собственную систему профессионального образования. Это необходимо для поддержания существующего производства, тем более для его расширения (диверсификации), что предстоит сделать большинству регионов. Дело в том, что, в связи с изменением политических и экономических условий, отрасли производства, доставшиеся регионам в наследство от СССР, в значительной своей части экономически невыгодны регионам. Отсюда громадное число дотационных регионов в РФ. Регионам предстоит найти экономически эффективные производства, свою экономическую нишу в новом разделении труда в РФ. Новые сферы производства должны быть обеспечены кадрами. Таким образом, путь к бездотационности (устойчивому развитию региона) лежит через создание и совершенствование собственной системы профессионального образования, которая должна обеспечить опережающую подготовку кадров для вновь открываемых производств.

    Работа по диверсификации производства предстоит и всем сырьевым регионам-донорам. Уже потому, что сырьевые запасы физически исчерпаемы, ориентация только на сырьевую промышленность – тупиковая стратегия для этих регионов. Сырьевым регионам необходимо найти производства, которые обеспечат существование региона в условиях полной исчерпаемости сырьевых запасов или перехода их в категорию «трудно извлекаемых», добыча которых в больших объемах для всей страны экономически невыгодна.

    Диверсификация производства в регионах – это не только региональная, очевидно, это и общегосударственная задача, и поэтому создание и модернизация региональной системы профессионального образования должны быть важным элементом региональной образовательной политики Минобразования.

    Но не только в этом сказывается экономическая функция образования. Не менее важно, что оно делает человека экономически самодеятельным, гораздо более независимым от патерналистской поддержки государства, способным к предпринимательству, самостоятельному выбору характера экономической деятельности и самообеспечению. Это существенно изменит бюджетную политику государства и муниципалитетов, освободит их от патронажных функций, укрепит «средний класс», способствуя социально-политической стабилизации общества.Образованный человек способен сам себе создать рабочее место, необразованному вынуждено будет создавать общество – даже в ущерб себе.

    Особо следует подчеркнуть социальное значение системы профессионального образования. Оно решает очень важную для современных российских условий социальную задачу – дать молодежи общественно полезное занятие и не позволить ей пополнить ряды безработных. Ибо безработная молодежь, при ее большой энергии и очень малом жизненном опыте, с еще не сформировавшимися моральными устоями, представляет огромную опасность для общества.

    Проблема занятости молодежи остро стояла и в советские времена, и ее решение в тот период было поднято на уровень государственной политики. Многочисленные комсомольские стройки: всесоюзные, республиканские, областные, городские, районные – вот тот компенсационный механизм, который всасывал молодежь, занимая ее общественно полезным трудом, и, можно еще специально отметить, трудом неквалифицированным. Государственная политика открывала шлюзы неквалифицированного труда, а комсомольская организация использовалась, чтобы молодежь (добровольно) устремлялась в эти шлюзы. Сегодня выросшая в регионе молодежь из него не уедет, и перед регионом стоит дилемма: иметь образованную или необразованную молодежь, и другого не дано. 

    Чтобы оградить молодежь от всяческих соблазнов, у нее начинают создавать, часто искусственно, потребности, в первую очередь, вовлекая в досугово - развивающую деятельность. Экономическими реформами в России у молодежи сформирована естественная потребность повышать свое образование. Надо использовать именно эту потребность и расширять сеть учреждений профессионального образования всех уровней. Озабоченная своим будущим, не видящая жизненную перспективу, молодежь веселиться не будет.

    Еще одна важная социально-экономическая задача, которую решает система профессионального образования, – образование взрослых. Социологические опросы среди  взрослых, проведенные лабораторией социологических исследований СурГУ, показали, что более половины взрослого населения округа не удовлетворены уровнем своего образования и хотят его улучшить. И это выявило громадное поле деятельности для образовательных учреждений. Значение образования взрослых для региона трудно переоценить: через этот образовательный канал современные знания непосредственно вносятся в общественное производство или административно-управленческий уровень, в силу часто очень высокого общественного положения студентов-заочников.

    Региональный классический университет

     Понятие профессионализма, понимаемое как критерий качества рабочей силы, определяющий успешность личности на рынке труда, сформировалось в условиях относительно медленно меняющегося производства. Профессионализм означал производственную специализацию. С развитием индустрии возникает потребность в специалистах, способных трудиться в целой отрасли производства. Критерием эффективности личности в этих условиях становится профессиональная культура – освоение широкой совокупности достижений в области профессиональной деятельности. Стержнем профессиональной культуры выступает овладение технологиями – совокупностью знаний о способах и средствах проведения производственных процессов. Сегодня мировое хозяйство стоит перед фактом нового скачка в развитии общественного производства. Технологии этого производства многократно меняются в течение жизни одного трудового поколения. Работникам нужно уметь в условиях конкуренции на рынке труда адаптироваться к этим изменениям. Это приводит к необходимости наличия нового качества у человека, вышедшего на рынок труда, – компетентности. Компетентность акцентирует внимание на обладании основательными знаниями, обоснованными представлениями, пониманием природы вещей. Компетентность – интеллектуальная надстройка над мастерством.

    Как и все мировое сообщество, Россия движется к информационному обществу, одной из важнейших черт которого является огромная скорость накопления знаний, приводящая к тому, что каждые 5–10 лет принципиально обновляются прикладные знания и качественно меняется технология существующих производств. В таких быстро меняющихся условиях необходимо создавать высокоэффективное профессиональное образование, инерционное по своей сути. Для этого абсолютно не подходит сложившаяся в индустриальную эпоху система узкопрофессионального образования. Выходом из этой, казалось бы, тупиковой ситуации является организация учебного процесса на основе фундаментальных знаний, развитие самостоятельности мышления студентов, привитие им навыков самостоятельной работы и вкуса к пополнению собственных знаний. Именно на это ориентировано классическое университетское образование – высшее профессиональное образование, на которое переходит подавляющее большинство стран. Университетское образование строит профессиональную подготовку на основе развития личности, раскрытия ее потенциальных возможностей. Именно классический университет способен сформировать тип профессионализма, основывающегося на высоком уровне компетентности. Модель классического университета, отвечая требованиям современности, оказалась удивительно жизнеспособной: провинциальным университетам она позволила выжить, многие технические университеты увидели в ней свое спасение. Плавание в бушующем море нашей действительности заставляет провинциальные университеты обогащаться опытом выживания в регионе, заставляет соответствовать обстоятельствам, трансформировать университетские структуры, делать университеты самодостаточными организациями.

    Здесь возможны две модели поведения: первая – регион для университета; вторая – университет для региона. В первом случае университет превращает собственное выживание в заботу региона и одновременно становится своеобразным коммерческим предприятием по выкачиванию денег из населения в соответствии с рыночным принципом «знания в обмен на деньги». Очевидно, что будущее – за университетами второго типа, решившими проблему собственного выживания и стремящимися стать теперь фактором развития самого региона, берущими на себя ответственность за решение его жизненно важных проблем. Именно такой университет достоин носить звание регионального университета. Взять на себя ответственность за жизнь региона, служить ему – миссия регионального университета, отличающая его от университета провинциального. Оставаясь образовательным учреждением, он берет на себя функции центра концентрации интеллектуального потенциала региона, способного найти решение широкого спектра региональных проблем. Из простого хранилища знания региональный университет превращается в активный элемент внедрения интеллектуальной культуры в повседневную жизнь региона.

    Такие университеты должны стать интеллектуальными партнерами региональной власти. И здесь появляется противоречие между традиционной ролью университета и вызовом времени. Освященная веками роль классического университета – быть центром образования, науки, культуры, хранителем знаний, традиций, живым носителем морально-этических норм. Университет стоит как бы над обществом, для него характерны академический стиль жизни, фундаментальность научных исследований. Для того чтобы быть достойным партнером региональной власти, университету требуется погружение в реальную жизнь региона, обсуждение его сиюминутных проблем, а это противоречит академическому стилю жизни классического университета. Очень непростая задача стоит перед провинциальным университетом: сохранить то, что овеяно вековыми традициями, не растерять академизма и совместить это с миссией регионального университета.

    Пришла пора создать новую модель классического университета для региона, полноценно выполняющего две роли: классическую роль хранителя и производителя фундаментальных знаний и роль интеллектуального центра региона, способного отвечать на повседневные требования жизни, – модель регионального классического университета.

    Важнейшие характеристики такого университета будут обсуждаться ниже.

    Консолидация образовательного потенциала, развертывание подготовки системы жизненно важных для региона специалистов, например инженеров, образование взрослых, переподготовка и повышение квалификации, выращивание для региона кадров высшей квалификации, научное обеспечение и сопровождение производственной деятельности, консультационные услуги, освоение новейших технологий, рекомендации по решению многочисленных экологических проблем – вот далеко не полный перечень возможностей регионального классического университета, широкое использование которых для решения жизненно важных проблем региона сделают и содержание, и развитие университета рентабельными.

    Нужна государственная программа развития региональной системы профессионального образования[1], в которой основное финансовое бремя будут нести регионы. Федеральные власти в лице Министерства образования должны координировать эту работу и выступать гарантом для профессорско-преподавательского состава, ученых, решившихся выполнять свою миссию в регионах. В последующем именно региональные классические университеты будут методическими центрами и проводниками образовательной политики Министерства образования в субъектах Российской Федерации.


    [1] Для развития региональных университетов в России достаточно кадрового потенциала, нужно только создать условия, чтобы высококвалифицированные специалисты поехали в региональные центры.


    страница 1   2
    Copyright Фонд Назина Георгия "ПЕРСПЕКТИВА" © 2018