Воскресенье, 21.07.2019, 10:13
Приветствую Вас Гость | RSS
 Сделать пожертвование
Главная | специальный выпуск 04.04.2010 г. | Регистрация | Вход
Меню сайта
Проекты фонда

Форма входа
Логин:
Пароль:
Поиск
Календарь
«  Июль 2019  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031
Архив новостей
Погода
Партнеры Фонда
  • Администрация г.Сургута
  • Департамент образования г.Сургута
  • СурГУ
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

     Фундаментальная прикладная наука – требование времени

    Признаком классического университета является органическая связь образования с наукой. Региональный университет вынужден заниматься региональными научными проблемами, т.е. решать прикладные задачи. Это тоже противоречит традиционным представлениям о классическом университете. Основа университетского образования – фундаментальная наука, а прикладная наука – сиюминутная. Как соединить одно с другим? Из противоречия можно выйти таким образом: региональный университет занимается фундаментальной прикладной наукой. Надо сказать, в повседневный научный обиход это понятие не введено. Более того, кажется, что это сочетание противоречиво. Понятие «фундаментальная» противоречит понятию «прикладная». Выйти из противоречия возможно, если принять во внимание, что результатом деятельности фундаментальной прикладной науки является не способ решения конкретной прикладной задачи, а метод решения сразу целого класса прикладных задач.И в этом смысле, оставаясь прикладной, она становится фундаментальной, потому что решение сразу класса задач невозможно без фундаментальных исследований.

    Условия для возникновения такой науки сложились относительно недавно. С точки зрения существования человечества история его развития есть история создания и совершенствования искусственной среды его обитания. Ее характеристики определяют уровень цивилизации. Чем выше характеристики искусственной среды обитания, тем выше уровень цивилизации.

    Предмет фундаментальной прикладной науки – искусственная среда обитания человека и жизнедеятельность в ней. Цель – нахождение фундаментальных законов существования и совершенствования данной среды.

    Фундаментальная прикладная наука существовала и активно развивалась в СССР. Она была скрыта под красивой оболочкой академической науки, которая фактически на 90% работала на военно-промышленный комплекс. И мы видим, какие мощные результаты давала и дает эта наука, обеспечивая передовой уровень военной техники. Академическая наука, работающая на ВПК, не делала фундаментальных открытий в полном научном смысле. Там были фундаментальные прикладные открытия. Этот пример нужно перенести на всю промышленность России. 

    Фундаментальная прикладная наука должна опираться на фундаментальную и прикладную науку и быть мостиком между двумя этими важнейшими областями человеческой деятельности, обеспечивая скорейшее внедрение результатов фундаментальных исследований в общественное производство.   

    Введение понятия фундаментальной прикладной науки развяжет руки многим университетам и позволит им на высоком, на фундаментальном уровне заниматься прикладным знанием. Первые учреждения, которые этим должны заниматься, именно региональные классические университеты. Университеты, которые развивают фундаментальную науку, должны быть и в провинции, но, наверное, их должно быть немного, рядом с ними должны быть региональные университеты, которые видят для себя модель классического университета, преодолевают ее ограниченность, шире ее трактуют. В таких университетах основой учебного процесса является уже не просто фундаментальная наука, которую трудно разворачивать во всех региональных университетах, а фундаментальная прикладная наука. На такие исследования финансирование необходимо пробивать как для РАН, так и для вузов. Введение этого термина позволит провинциальным классическим университетам, не понижая своего статуса, наконец, заняться фундаментальной прикладной наукой, рассчитывая получить на это финансирование из региона, поскольку на чисто фундаментальную науку в условиях тяжелого экономического положения регион денег не даст.

    Экономически выгодно научные исследования, проводимые для нужд региона, сосредоточить именно в университете. Это позволит, с одной стороны, использовать оборудование как для научных целей, так и для учебного процесса, с другой стороны, привлечь к научным исследованиям высококвалифицированный педагогический состав, аспирантов и студентов старших курсов университета. Следует обратить внимание еще на одно обстоятельство. Западные фирмы весьма охотно идут на сотрудничество с университетами и предоставляют им свою продукцию (оборудование, технологии, программное обеспечение) с существенными скидками. Поэтому продукцию фирмы, заинтересовавшую регион (территорию, предприятия, учреждения), целесообразно закупать через университет. Специалисты университета могут дать экспертную оценку этой продукции, освоить и апробировать ее, научить студентов и провести на этой базе курсы переподготовки и повышения квалификации для персонала предприятия или учреждения. Это существенно сэкономит средства предприятия и позволит развиваться университету.

    Для решения проблем, поставленных перед наукой в регионах, существует потребность в объединении усилий ведущих классических университетов, отраслевых НИИ и региональных классических университетов. Сегодня мы имеем ситуацию, когда потенциал классических университетов и НИИ не имеет точки приложения на практике, в регионах, а сами региональные университеты, выявив эти проблемы, диагностируя их, часто не обладают необходимым потенциалом для их решения. Представляется, что объединение усилий на основе федеральных программ в своеобразную триаду, включающую классический университет, отраслевой НИИ и региональный университет, станет ключом, открывающим путь к развитию науки в регионах.

    Инженерное образование

    Развитие общественного производства привело к тому, что сформировалась некая среда труда, среда жизни, искусственно созданный мир. Его устройство сложно. С другой стороны, он уже достаточно долго существует, и пора появиться науке о нем. Технические науки аккумулируют знания об отдельных отраслях общественного производства. Но следующий шаг заключается в обобщении представлений об этом искусственном мире и появлении науки о фундаментальных законах в нем – фундаментальной прикладной науки.

    Сегодня фундаментальная прикладная наука формируется и развивается в одеждах сонма технических и отраслевых наук. Кризис этих наук в России затягивает процесс формирования фундаментальной прикладной науки. Отражением хаоса технических наук является громадный перечень специальностей инженерной подготовки. С целью упорядочения и сокращения этих специальностей Министерство образования развернуло деятельность, направленную на укрупнение специальностей и подведение их под ограниченный набор направлений подготовки дипломированных специалистов. По сути, это первый шаг, в опосредованной форме, собирания конкретных прикладных наук в разделы фундаментальной прикладной науки. Следует подхватить у Минобразования эстафету становления фундаментальной прикладной науки, сформулировать ее принципы и начала, предложить рубрикацию ее разделов и под эти рубрики подвести направления подготовки дипломированных специалистов.

    Использование понятия «фундаментальная прикладная наука» позволяет не только решить проблему собственно характера научных исследований в классическом университете, но и соединить их с процессом обучения. Примером может служить разработанная в СурГУ и получившая одобрение правительства округа Концепция развития инженерного образования в Ханты-Мансийском автономном округе.

    Особенности экономики промышленных регионов, к числу которых относится Ханты-Мансийский автономный округ, делают фигуру инженера стержневой в системе организационно-технологических отношений.Создание собственной системы высшего инженерного образования и повышение на его основе уровня среднего и начального технического образования, а также уровня переподготовки и повышения квалификации инженерно-технических кадров – стратегическая задача, которую необходимо решать в округе в ближайшее время.

    До сих пор в округе по большинству специальностей, в том числе связанных с нефтегазовой промышленностью, было возможно получение только неполного высшего инженерного образования в филиалах вузов. Для продолжения образования необходимо было уезжать за пределы округа. Теперь эту проблему можно решить на базе региональных университетов, причем именно классических университетов, способных соединить науку и образование. Дело в том, что современное быстро развивающееся и все усложняющееся общественное производство требует подготовки инженеров нового типа. Такому инженеру необходимо фундаментальное понимание природы вещей и сути явлений, творческое воображение для решения сложных технических и технологических проблем современного производства, умение работать в коллективе и искусство управлять людьми.Округу нужны инженеры, способные адаптировать технику и технологии к экстремальным условиям Севера.Непрерывное совершенствование общественного производства обеспечат инженеры-организаторы производства. И вновь эту задачу можно решить используя широкие образовательные возможности регионального классического университета. Классические университеты всегда стояли у истоков становления высшей школы инженерного образования нового (творческого) типа, поскольку такие школы создавались в критическое для общества время вблизи или внутри классических университетов.

    Важным элементом инженерно-технического образования должна быть единая программа неполного высшего инженерного образования (базовое инженерное образование (БИО)). Она разрабатывается для широкого набора необходимых региону специальностей. Выделение БИО в соответствии с традициями университетского образования позволит ориентировать учебный процесс на младших курсах на общегуманитарное, общенаучное, развивающее образование, а вчерашним школьникам даст время оценить свои способности и склонности, более ответственно выбрать для себя инженерную специальность. Опыт введения БИО в университетах имеется (РУДН, ЛЭТИ, УПИ). В организационном плане БИО позволяет включить в подготовку инженеров расположенные в данном регионе филиалы вузов других регионов, заключив с ними соответствующее соглашение. Это расширит набор специальностей и обеспечит академическую мобильность, как в границах региона, так и за его пределами.

    Программы технических специальностей колледжей и техникумов, работающих совместно с филиалом вуза, должны быть перестроены. Учащиеся этих учебных заведений за время обучения полностью осваивают программу БИО и вместе с дипломом об окончании учебного заведения получают диплом о неполном высшем инженерном образовании, в соответствии с концепцией модернизации образования в РФ.

    Полный цикл инженерного образования разворачивается в  региональном классическом университете. Три года общенаучной, гуманитарной и общепрофессиональной подготовки студенты получают на базе университета. В заключительной фазе к учебному процессу подключаются промышленные предприятия региона.

     Региональная система профобразования

     Население регионов достаточно быстро осознало, что единственная социальная защита, которую оно может обеспечить себе и своим детям, – высокого уровня профессиональное образование. Это привело к тому, что в регионах достаточно бурно начало развиваться высшее профессиональное образование на платной основе в виде спонтанно возникших филиалов крупных вузов. Появившаяся система филиалов подчеркнула малую плотность сети учреждений высшего образования в стране, обозначила точки востребования этого образования, удовлетворила, в подавляющем большинстве на низком уровне, голод на образование в регионах.

    Не престижное начальное и среднее профессиональное образование в значительной степени пришло в упадок. Именно поэтому в «Системе мер по поддержке и модернизации российского образования» обеспечение приоритетного развития начального и среднего профессионального образования отнесено к первоочередным мерам.

    Федеральным и региональным властям придется совместно создавать экономически эффективную систему профобразования в регионах. Опыта создания такой системы в стране практически нет, за исключением опыта построения учебных округов Мордовским госуниверситетом.

    Создание системы профессионального образования в регионе может опираться на следующие принципы:

    1.   Учет особенностей экономической и производственной структуры региона. Подготовка осуществляется по специальностям, определяемым потребностями  развития территорий региона.

    2.   Максимальное использование уже имеющейся структуры образовательного пространства региона. Основными субъектами образовательного пространства, заинтересованными в развитии системы профессиональной подготовки, являются: население, производственные предприятия, государственные и муниципальные органы власти, учреждения профессионального образования. Образовательные, административные, кадровые и материальные ресурсы этих субъектов должны быть консолидированы для создания и развития системы профессионального образования.

    3.  Интегрирование образовательных учреждений в укрупненные структуры с целью наиболее эффективного использования образовательных ресурсов региона. Для построения региональной системы профессионального образования могут быть использованы три типа укрупненных структур, определенные в Типовом положении о вузе. Это университетские комплексы и образовательные округа, а также  описанные ниже территориальные образовательные комплексы.

    4. При необходимости разбиение образовательного пространства региона на образовательные округа.

    Университетский образовательный округнаиболее крупная структурная единица системы профессионального образования. Университетский округ – ассоциация, союз без прав юридического лица, объединяющий образовательные учреждения и организации, независимо от форм собственности и ведомственной подчиненности, реализующие образовательные программы различных уровней. Все образовательные учреждения и организации, входящие в состав образовательного университетского округа, сохраняют свою самостоятельность и статус юридического лица. Их отношения с университетом осуществляются на основании договоров о совместной деятельности. Университетский округ, в котором университет играет роль центра учебно-методического обеспечения, создается образовательными учреждениями и организациями, входящими в его состав на добровольных началах. Ядром образовательного округа может быть университетский комплекс.

    Важнейший элемент образовательного пространства – территориальные образовательные комплексы (ТОКи). Они создаются в границах тех территорий, которые непосредственно не включены в университетские комплексы, например в силу географической удаленности от них. В подавляющем большинстве территорий существует несколько учреждений профессионального образования, которые можно интегрировать в территориальные образовательные комплексы– ассоциации, развитая форма которых включает в себя филиал (филиалы) вуза, колледж, техникум, ПТУ, профильный лицей, центр переподготовки и повышения квалификации (ЦПиПК). ТОК – это университетский образовательный округ в миниатюре по принципу интегрирования входящих в него образовательных учреждений. Ведущая организационная структура в нем – связка филиал вуза – колледж, выполняющая в ТОКе ту же роль, что и университетский комплекс в университетском образовательном округе.

    Следовательно, региональная система профессионального образования примет законченную форму тогда, когда университетский центр (комплекс) будет дополнен соответствующими центрами образования в территориях региона – ТОКами. В этих центрах, включающих филиалы вузов, колледжи, лицеи и так далее, появляется возможность давать начальное, среднее и незаконченное высшее профессиональное образование, с возможностью его продолжения в университетском центре. Одновременно университет выполняет научно-методическую роль в отношении ТОКов. Тем самым он превращается в интеллектуальный стержень университетского образовательного округа и всей региональной системы профессионального образования. Эту не свойственную классическому университету роль может выполнить только региональный классический университет. Более того, это его обязанность – поддержать региональную систему профобразования, жизненно необходимую региону для существования и тем более для устойчивого развития.

     Почему житель округа платит за образование трижды?

    Правительство не должно выпускать из поля управления развитие региональных систем профессионального образования, но его политика должна исходить из адекватных представлений о функциональных задачах этих систем. Эта политика должна оперировать четким определением понятия «региональная система профессионального образования», иметь основания для классификации этих систем и на этой основе выстраивать дифференцированную политику в их отношении.

    Представляется, что в зависимости от выполняемой функции вузы можно разделить на три группы. Первая группа – это ведущие вузы, обладающие мировым именем, которым действительно необходимо оказывать государственную поддержку, так как они обеспечивают интеллектуальную безопасность страны. Вторая группа – это вузы в депрессивных регионах, которые без подобной поддержки просто не выживут. Они выполняют в основном социальную функцию в регионе. Третья группа – это вузы, расположенные в регионах с высоким уровнем развития производства, в регионах-донорах. Их роль – экономическая в масштабах страны.

    Если в отношении двух первых групп все более или менее ясно, то ситуация с третьей группой нуждается в пояснении. Сегодня политика в отношении них строится на принципе наименьших затрат, что оборачивается вообще отсутствием какой-либо политики. Предполагается, что относительно сильные в бюджетном отношении регионы сами в состоянии позаботиться о развитии образования. Что те, собственно, и делают.

    Складывается парадоксальная ситуация: в регионах, где в наибольшей мере развито производство, где востребованы кадры и крайне необходима научная поддержка (а ее в регионах могут осуществлять главным образом именно вузы), система профессионального образования и наука оказываются в самом проигрышном положении! Может быть, есть смысл поддержать и тех, кто держит на себе экономику страны? От этого все только выиграют. Только так можно создать экономически эффективную систему образования. И само Министерство получит реальный инструмент влияния через образование и науку на экономическое развитие страны.

    Федеральные органы не должны отстраняться от проблем образования в регионах, даже если это относительно благополучные регионы, способные поддерживать эту систему образования. Главная опасность заключается в том, что без поддержки центра региональные вузы, обреченные на безысходную провинциализацию, не в состоянии будут выполнить свою главную задачу – интеллектуально обеспечить экономическое развитие региона.

    Есть еще одна важная причина. Университеты всегда были центрами свободной, независимой мысли. Сегодня для России, в связи с необходимостью формирования гражданского общества, это более чем актуальная проблема. Но университеты, создаваемые властями субъектов Федерации и не пользующиеся поддержкой федерального центра, априорно лишаются фактической автономии.

    Еще на одну проблему, требующую активного вмешательства федеральных органов управления образованием, следует обратить внимание. Речь идет о пропорциональном и эффективном распределении, размещении образовательных учреждений в стране. Не случайно этот вопрос, согласно, например, упомянутой выше Конституции Германии, находится в совместном регулировании федерального правительства и субъектов Федерации. Возьмем хотя бы пример со столичными вузами. Огромное количество их филиалов, расплодившихся в регионах, не наглядное ли подтверждение неэффективного, диспропорционального размещения образовательных учреждений, не способных обеспечить полноценный набор обучающихся в Москве и Петербурге? В столицах расположена треть всех российских вузов! Эта диспропорциональность порождает ряд проблем. В первую очередь проблему социальную, связанную с несправедливым распределением образовательных услуг между регионами. Сегодня, когда, в силу ряда причин, родители не в состоянии отправить детей учиться в столицу, количество образовательных услуг на душу населения в регионах оказывается на несколько порядков ниже, чем в Москве или Петербурге. Эта социальная несправедливость имеет и финансовый эквивалент. Одни регионы в виде государственной поддержки высшего профессионального образования имеют скрытое дополнительное финансирование, а другие его лишены. Например, в настоящее времяжитель нашего округа платит налоги за образование трижды. Сначала – в федеральный бюджет, затем – в бюджет автономного округа и муниципальные бюджеты, поскольку на эти средства власти вынуждены создавать в территориях образовательные учреждения. Наконец, не попав в систему бесплатного образования, в силу ограниченности количества мест бюджетного финансирования, житель округа вынужден платить за образование в третий раз, получая образование на коммерческой основе за свой счет.Возникает вопрос: почему регион, являющийся донором, регулярно выплачивает средства в государственную казну, в том числе и на нужды образования, и ничего не получает взамен? Например, один только Ханты-Мансийский автономный округ дает вдвое больше продукции, нежели Москва, причем при неизмеримо меньшем количестве населения округа, по сравнению со столицей. Между тем округ располагает всего четырьмя вузами, и лишь один, только создающийся сейчас в Ханты-Мансийске, поддерживается федеральными органами!

    Каков реальный механизм взаимодействия регионов-доноров и Правительства (Министерства) в развитии региональной системы образования? Камнем преткновения сегодня выступает проблема учредительства. Казалось бы, самый естественный путь объединения усилий регионов и федерального центра – совместное со учредительство вузов в субъектах Федерации. Например, учредителями Сургутского государственного университета выступают правительство округа и муниципалитеты г. Сургута и Сургутского района. Однако наши попытки включения в состав учредителей Правительства РФ в лице Министерства встречают отказ. Мотивируется этот отказ требованием пере учредительства вуза без включения субъекта Федерации и муниципалитета. Но помилуйте, на каком основании те должны отказываться от потраченных сил и средств в пользу Федерации? Вот и получается, что из-за бюрократических препон путь к объединению усилий центра и регионов в деле развития системы образования закрыт. Аналогичная ситуация складывается и в тех случаях, когда в регионе есть учрежденный Министерством вуз, но здесь наоборот: тогда в соучредители не допускаются местные органы власти. Руководители вузов в регионах остро чувствуют эту проблему. Мы согласны с ….. необходимостью пере учреждения вузов, когда в состав учредителей войдут федеральные органы, власти субъектов Федерации, муниципальных образований[2].

    Сегодня, к сожалению, не выработана подобная модель совместного учредительства региональных университетов на федеральном, региональном и муниципальном уровнях власти. Между тем это позволило бы решить триединую задачу: дало возможность достойно существовать региональному вузу, открыло возможности использования его для нужд региона и, наконец, придало новое дыхание и самой федеральной системе высшего профессионального образования. Мы готовы предложить наш Сургутский государственный университет в качестве базы для эксперимента по совместному учредительству вуза в субъекте Федерации.

    Георгий Иванович Назин
    д.ф-м.н., проф, академик
    Заслуженный деятель науки
    Ректор основатель первого
     классического университета Югры –
    Сургутского гос. университета.
     


    [2] См.: Шафранов-Куцев Г.Ф. Университет и регион // Высшее образование сегодня. – 2001. – № 2. – С. 33.

    страницы:  1   2
    Copyright Фонд Назина Георгия "ПЕРСПЕКТИВА" © 2019