Вторник, 13.11.2018, 08:17
Приветствую Вас Гость | RSS
 Сделать пожертвование
Главная | специальный выпуск 14.07.2012 г. | Регистрация | Вход
Меню сайта
Проекты фонда

Форма входа
Логин:
Пароль:
Поиск
Календарь
«  Ноябрь 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930
Архив новостей
Погода
Партнеры Фонда
  • Администрация г.Сургута
  • Департамент образования г.Сургута
  • СурГУ
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0



    Эстакада над парком в центре Сургута: фантазии и реальность[1]

    История возникновения самой идеи

     Генеральный план застройки Сургута  корректировался несколь­ко раз. Так, если в 1969 году, когда его приняли, он был рас­считан на 130 тысяч жителей, то в 1979 году генплан был от­корректирован на 300 тысяч жителей. После корректировки генплана в 1979 году задумались над центральной площадью. Ее предполагалось соорудить как раз возле строящегося дворца молодежи, где должен был стоять памятник Ленину, куда должна бы стекаться молодежь на торжества по случаю ноябрьских и других праздников. Но раз здесь будут большие скопления людей, то транспорту здесь не место?

    И план скорректировали таким образом, что дорога стала перерезать уникальный зеленый массив прямо по­середине и выходить теперь не на ул. Северную, а на ул. Маяковского.

    Если бы этот план привели в действие, то ущерб зеле­ни был бы нанесен непоправимый. Массив спасла в какой-то степени перестройка. Люди отвлеклись от разрушитель­ного строительства на строительство нефтехимкомплекса, который, как оказалось, не был построен в основном пото­му, что «уплыл» момент, а с ним - и деньги.

    Поскольку план заст­ройки менялся в зависимости от количества жителей, про­держался он недолго. В 1991 -м году утверждался еще один откорректированный генплан, по которому численность жи­телей определена в 450 тысяч человек. К проектированию городского парка вернулись позже, в 2000г, когда проект был заказан на средства местной администрации. Вопрос о сохране­нии массива встал вторично.

    Конечно, формирование города - результат коллективного мышления и целенаправленной созидательной деятельности широких слоев населения. Каждый последующий шаг в градостроительном развитии базируется на поисках, закрепляющих лучшее из достигнутого и вносящих      новое,      которое           обеспечивает      совершенствование планировочной структуры и объемно-пространственных решений.

    И вот тогда осенью 2000 годав Сургуте впервые заговорилиоб эстакаде как об одном из важнейших компонентов проекта. Уже тогда ученые Сургутского государственного университета возражали против строительства эстакады. 26 октября 2004 года на заседа­нии окружного градостроительного совета (в рамках архитектурно-строительной недели, посвященной 410-летию Сургута) прошли первые слушания о застройке так называемого ядра города ( хотя на практике – это просто тупик, - полуостров р. Сайма).

    С осени 2005 года был организован целый ряд пре­зентаций проекта сургутских архитекторов для раз­личных категорий населения.

    В конце декабря 2005 года проект обсуждался на заседании Учёного совета в Академии архитектурных и строительных наук (г.Москва).

    25 марта 2006 года в ДК «Строитель» про­шли публичные слушания по проекту «Ядро центра города. Концепция развития. Эскиз застройки». В слушаниях приняли участие около 120 сургутян. Вердикт оказался существенным горожане против эстакады. В меньшинстве оказались - разработчики и те, кто думает, что ехать надо по кратчайшему расстоянию в километрах, а не по кратчайшему пути по времени. Объясняю для  мало сведущих – это разные категории оценки целесообразности строительства транспортных артерий города. Во всем мире объездные дороги, так называемые «freeway» (свободный путь) строят без светофоров и пешеходных переходов. У нас же «как всегда» все наоборот. Даже вынесенные за город автомагистрали пересекаются с пешеходными зонами. Поэтому для застройщиков нашего города нет разницы: превращать ли центр города в проезжую часть как в нашем случае – ядро центра города «облагородить железобетонной эстакадой» или объездные дороги пересекать пешеходными зонами.

    Давайте попробуем разобрать эту ситуацию поэтапно. Начнем с одного замечательного высказывания : «История любого крупного европейского города (Лондона, Санкт-Петербурга  и т.д.) – это история его парков. С этой точки зрения истории у Сургута нет, впрочем, как почти нет и парков. В Санкт-Петербурге приняты специальные планы по достижению площади озеленения города, хотя бы до 30 процентов, но и тогда нам не догнать даже ближайших соседей – например, Хельсинки, озеленённые на 50 процентов. В Нью-Йорке существует целое движение в многомиллионном городе по преобразованию эстакад[2]  в цветущие сады.


    Напомню в 2005г. в одном из городских, молодежных  КВН прозвучал многозначительный диалог:

    -  Почему в Лондоне центром города считают Гайд-парк?

    Ответ: потому, что там хорошо всем, а охраняет его неприкосновенность королевская семья!

    -  Почему в Санкт-Петербурге не застраивают Таврический сад?

    Ответ: потому, что там хорошо всем, а покровителем его считают Екате­рину Великую.

    -  Почему в Сургуте хотят «разрезать» парковую зону в Сайме эстакадой?

    Ответ: потому, что там хорошо всем, но нет реального защитника, а деньги можно сделать большие!

    Собственно, большие деньги везде и всегда претендовали на зеленые ку­сочки больших городов. Знаменитый Гайд-парк за последние 600 лет кто только не делил... Крупные буржуа мечтали возводить там свои коттеджи. Бизнесмены от развлечений проектировали строительство Диснейленда, ко­леса обозрений и так далее... Но традиционный консерватизм жителей ту­манного Альбиона (Англии) всегда спасал его от нападок «новых» веяний.

    Нынешний Санкт-Петербург оказался в руках бизнесменов, в том числе и строителей. Резко уплотняются застройки в центре города. Санкт-Петербург стремительно растет вверх, а его величавые соборы скоро будут выглядеть карликами (как уже сейчас Владимирский, вокруг которого по­строены многоэтажные бизнес-центры). Но одно из положений городов, находящихся под эгидой ЮНЕСКО выполняется неукоснительно - нало­жен запрет на уничтожение зеленых зон города.

    А что будет с Сургутом через 30, через 300 лет при таком вот безобраз­ном отношении к природным массивам?  Будем строить эстакады, а наши потомки,  осуждая эти решения,  приводя статистику заболеваний  и  игнорирования созданий условий для здорового образа жизни горожан,  будут их озеленять ( как уже сейчас в Нью-Йорке)?



    [1] Данный материал, как мозаика, составлен из различных мнений ученых, архитекторов и  просто  неравнодушных горожан за последние 12 лет, которые всегда носили сподвижнический характер.  В некоторых случаях специально допущен  повтор уже обозначенных проблем, чтобы усилить доходчивость предстоящих событий в случае, когда железного монстра-эстакаду над парком все-таки попытаются построить.

    [2]станции подземного метро не могли пройти особо твердые скальные породы – поэтому метро в виде эстакад  пересекает городские улицы


    Страница 1   2   3



    Copyright Фонд Назина Георгия "ПЕРСПЕКТИВА" © 2018